Риски

Факторы, которые могут препятствовать инклюзии:

  • Чрезмерный упор на теоретические достижения и исследования в ущерб всестороннему развитию детей.
  • Уже существующая система специального образования, которая зачастую является существенным препятствием, поскольку преподаватели традиционной школы не считают «своей работой» обучать «таких детей». 
  • Архитектурная недоступность школ
  • Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми
  • Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах
  • Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки

 

Неверные представления об инклюзии:

  • Присутствие в школе само по себе достаточно
  • Нормально бросать в воду не умеющего плавать
  • Фокусирование не на целях, а на действиях, когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка
  • Молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию

 

Основные подходы при учете существующих условий:

  • в процессе планирования необходимо определить основные факторы (связанные с особенностями культуры и социальным контекстом), которые могут быть полезными или вредными для инклюзии;
  • необходимо учитывать и поддерживать полезные факторы;
  • необходимо бороться с вредными факторами, постепенно снижать их влияние за счет усиления более позитивных факторов (например, борьба с предубеждениями относительно инвалидности будет более эффективной, если люди будут видеть положительные результаты инклюзии, что эффективней, нежели борьба с такими взглядами).

 

Из пособия С. Стабс «Инклюзивное образование при ограниченных ресурсах», 2002 г.
(Sue Stubbs, Inclusive Education Where There are few resources)