«Сегодня» и «завтра» нашей школы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная  школа № 688 Приморского района Санкт-Петербурга  является общеобразовательным учреждением, реализующим общеобразовательные программы начального, основного и  среднего общего образования.

Контингент обучающихся.

  

Ежегодно в контингент школы составляет до 130 обучающихся 1 —  11 классов, из них 60 % — это учащиеся надомного обучения, дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и дети-инвалиды; 49 % обучающихся имеют инвалидность.

Отклонения в состоянии здоровья обучающихся по группам заболеваний:

С целью максимально точного определения специфических потребностей контингента обучающихся, школа участвует в проекте Мониторинга здоровьесозидающей образовательной среды ОУ, отработанного в эксперименте, включенного как компонент в «Программу развития региональной системы оценки качества общего и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга» и государственную программу «Доступная среда» на 2011-2015 годы.

Модели организации учебно-воспитательного процесса.

 

Особенности контингента ежегодно определяют специфику организации учебно-воспитательного процесса. На сегодняшний день школа реализует 4 модели образования детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • Модель-1. «Обучение на дому». Индивидуальное обучение и воспитание детей с ОВЗ на базе школы и на дому по индивидуальным образовательным маршрутам, обеспечивающим включение в социокультурное пространство ОУ, в том числе с использованием дистанционного обучения.
  • Модель-2. «Инклюзивный класс». Обучение и воспитание детей с ОВЗ в общеобразовательном классе совместно с нормально развивающимися сверстниками.
  • Модель-3. «Класс охраны зрения». Обучение и воспитание детей со зрительной патологией в специальном классе общеобразовательного учреждения.
  • Модель-4. «Класс сложный дефект». Обучение и воспитание детей с ОВЗ в классе наполняемостью 5-6 обучающихся в рамках общеобразовательной программы с включением в совместную деятельность с нормально развивающимися сверстниками в рамках внеурочной деятельности в формате группы продлённого дня наполняемостью 20 – 25 обучающихся.

Эффективная реализация моделей обучения предполагает создание специальных образовательных условий.

Архитектурные условия.

 

ГБОУ школа № 688 расположена в небольшом двухэтажном здании в уютном тихом микрорайоне.

В рамках Федеральной программы «Доступная среда», во исполнение Распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 18.07.2012 № 2006-р «О реализации мероприятий по формированию в Санкт-Петербурге сети базовых образовательных учреждений. реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в 2012 году» ГБОУ школа №688 Приморского района вошла в число 10 базовых учреждений города по созданию безбарьерной среды.

Внеучебное пространство.

 

  • Два входа в школу оборудованы пандусами.
  • Расширены проёмы входных и кабинетных дверей 1 этажа.
  • Наружные и внутренние лестницы оборудованы двухуровневыми перилами для детей старших и младших классов.
  • В школе 6 ученических гардеробов с кушетками для переодевания, 5 гардеробов оборудованы индивидуальными шкафчиками для каждого ученика.
  • Оборудован специальный санузел для ММГН, комната гигиены, в санузлах установлены поручни.
  • Имеется вспомогательное помещение для размещения инвалидной коляски, оборудованное кушеткой и ширмой для переодевания и проведения гигиенических процедур.
  • Оборудована спальня для обучающихся 1 классов, посещающих ГПД.
  • В целях релаксации в классах оборудованы специальные «зоны отдыха» или отдельные игровые кабинеты для учащихся начальной школы.
  • Столовая оборудована обеденными мебелью округлой формы. График прима пищи исключает одновременное нахождение в столовой более 30 обучающихся. Детям с особыми потребностями в столовой помогают работники или дежурные.
  • На территории школы находятся  уличная  игровая и баскетбольная площадки.

Учебное пространство.

 

 Учебные кабинеты адаптированы для различных форм работы

  • Изолированные микрокабинеты, в которых проходят уроки для обучающихся надомного обучения.
  • Кабинеты для групповых занятий, в которых проходят уроки классов охраны зрения, сложный дефект, инклюзивного класса. Количество парт в ряду 3-4. Первые парты предназначены для детей с тяжелой зрительной патологией и  находятся на расстоянии 1 метра от классной доски.
  • Кабинет тифлопедагогики.
  • Оснащены спортивный и тренажерный залы

Все кабинеты оборудованы одноместными ученическими партами и стульями, которые регулируются по росту и углу наклона рабочей поверхности.

В связи с большим процентом в контингенте школы детей с нарушениями зрения (по основному и сопутствующему заболеванию) особое внимание уделяется освещению. Окна 90% кабинетов обращены на юг.  Для защиты от прямых солнечных лучей используются жалюзи. Парты располагаются справа от окон. Потолок, оконные проемы, рамы окрашены в белый цвет. Стены окрашены в светлые тона зеленого, бежевого, желтого, розового и голубого цветов, исключающие наличие бликов. Школьная мебель имеет матовую поверхность цвета натурального дерева. Классные доски имеют матовую поверхность.

Специальное оборудование.

  • Приобретены инвалидные коляски для использования в школе.
  • Тренажерный зал оснащен специальным тренажерным комплексом «ТИСА».
  • Медициский кабинет – Комплексом Медицинской Диагностики «Здоровый ребёнок».
  • Зоны для психологической разгрузки оборудованы мягкими модулями и ковром.
  • ГБОУ укомплектовано техническими средствами информатизации, в т.ч. для дистанционного обучения: имеются стационарный и мобильные компьютерные классы, медиатека.
  • Тифлокабинет оборудован персональными компьютерами для использования специальных программ по коррекции и восстановлению зрения «Клинок», «Цветок».
  • Кабинеты начальных классов оснащены мультимедийными проекторами.
  • Школа является территорией wi-fi.

Кадровое обеспечение.

 

Кадровая политика ГБОУ школы № 688 основана на стратегии развития школы и рассматривается как комплекс внутреннего маркетинга, в который входят факторы, обеспечивающие возможность осуществления образовательной услуги; степень мотивации сотрудников, готовность качественно выполнить свои профессиональные обязанности и нести персональную ответственность за свою работу; организация внутришкольных информационных потоков, работа структурных подразделений.

Квалификация педагогических работников

 

Данные о специалистах ГБОУ школы № 688 Приморского района Санкт-Петербурга, прошедших повышение квалификации по вопросам организации интегрированного образования детей-инвалидов в рамках реализации государственной программы

«Доступная среда» на 2012-2014

 


п\п
Ф. И. О. Должность Год обучения Тема
1 Михайлова Юлия Валерьевна Учитель 2012 Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях
2 Власенко Мария Владимировна Учитель 2012 Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях
3 Шевляков Алексей Юрьевич Учитель 2012 Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях
4 Зубова Светлана Сергеевна Педагог-психолог 2013 Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях
5 Леонтьева Александра Владимировна Учитель 2014 Организация  инклюзивного образования детей-инвалидов с ОВЗ в общеобразовательных организациях
6 Гордеева
Анна Алексеевна
Учитель 2014 Организация  инклюзивного образования детей-инвалидов с ОВЗ в общеобразовательных организациях
7 Михайлова Юлия Валерьевна Директор 2014 Организация  инклюзивного образования детей-инвалидов с ОВЗ в общеобразовательных организациях

 

Сетевые формы взаимодействия.

 

            В целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса  ГБОУ школа №688 активно взаимодействует с организациями района и города:

  • СПбГУ «Центр социальной помощи семье и детям Приморского района Санкт-Петербурга» по вопросам профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья, социального сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  • ГБОУ ДПО ДДЮЦ «Молодёжный творческий Форум Китеж плюс» по вопросам дополнительного очного и дистанционного образования  детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • ПМС-центром Приморского района по вопросам профилактики употребления психоактивных веществ.
  • ГБДОУ № 36 Приморского района по вопросам преемственности обучения и воспитания детей с функциональными нарушениями зрения.
  • «Союза педиатров» и Городской центр профилактики по вопросам информационно-просветительской деятельности.
  • ЦВЛ «Детская психиатрия». Сотрудничество происходит в рамках соблюдения  Закона об оказании психиатрической помощи  (консультации, рекомендации, листы наблюдения, характеристики по требованию).
  • Медицинские поликлинические отделениями района вопросам обучения и реабилитации обучающихся.
  • Санкт-Петербургской коалицией «Образование для всех» в целях объединения усилий для продвижения идеи и реализации инклюзивного образования людей с нарушениями в развитии.
  • СПб ГБОУ ЦДК в аспекте консультативного и методического сопровождения классов охраны зрения.

 

Психолого-педагогическое сопровождение.

 

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляет школьная Служба здоровья, специалисты которой создали и реализуют школьную программу «Инклюзивное образование: комплексный подход к созданию здоровьесозидающей  среды в образовательном учреждении».

Программа, помимо традиционных форм работы специалистов,  включает в себя следующие направления деятельности:

  1. Организационно – методическое направление. Деятельность Службы здоровья школы, основной функцией которой является координация действий и нормативно-методическое обеспечение всех участников образовательного процесса по вопросам сохранения, укрепления здоровья, формирования ценностно-мотивационных установок здорового образа жизни.
  2. Рациональная организация и содержание учебно-воспитательного процесса. Данное направление включает в себя следующее:
  • Предоставление возможности родителям в зависимости от состояния здоровья ребенка выбирать оптимальную форму, условия и учебную нагрузку Вариативной части Учебного плана для обучающихся надомного обучения.
  • Включение в основную образовательную программу разделов по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни. Введение в Вариативную часть Учебного плана для обучающихся надомного обучения уроков ОБЖ.
  • Составление оптимального расписания дополнительных индивидуальных, групповых уроков и занятий по предметам учебного плана.
  • Использование технологии психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности учащихся группы риска «Индивидуальный маршрут».
  • Реализацию проекта дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Обеспечение и контроль соблюдения санитарных норм, предъявляемых к организации образовательного процесса (объем учебной нагрузки, требования к двигательной активности учащихся, соблюдение режима использования ТСО, контроль организации питания и т.д.).
  1. Социально-воспитательное направление основной акцент делает на формировании ценностно-мотивационных установок  на здоровый образ жизни, создании условий, способствующих расширению поля социальной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и их дальнейшей профессиональной ориентации.
  • Система классных часов по охране жизни и здоровья обучающихся.
  • Система классных часов по правилам дорожного движения.
  • Система классных часов «Страна здоровья».
  • Программа адаптации обучающихся к школьной жизни «Я – первоклассник».
  • Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему предметных олимпиад, ученических, творческих конкурсов школьного, районного, городского и всероссийского уровней.
  • Организация и проведение на базе ГБОУ ежегодного районного конкурса «Творческие надежды» для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Сетевое взаимодействие с учреждениями города по вопросам информационно-просветительской деятельности, профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья, социального сопровождения семей, дополнительного очного и дистанционного образования детей с ОВЗ, профилактики употребления ПАВ, вопросам преемственности обучения и воспитания детей с функциональными нарушениями зрения,
  1. Физкультурно-оздоровительная работа.
  • Организация, проведение индивидуальных и групповых занятий по физической культуре и ЛФК учащихся всех групп здоровья.
  • Участие в спортивно-массовых мероприятиях района для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  1. Медицинское сопровождение образовательного процесса
  • Обязательное медицинское обслуживание (вакцинация, доврачебная помощь, профилактические осмотры и др.)
  • Проведение индивидуальных бесед медицинской сестрой с обучающимися и их родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья, личной гигиены и др.
  • Контроль соблюдения санитарных норм.
  • Сетевое взаимодействие с учреждениями города по вопросам сопровождения обучающихся с ОВЗ.
  1. Материально-техническое обеспечение. Включает в себя контроль состояния территории, здания и помещений в соответствии с требованиями санитарных правил. Разработку рекомендаций по оснащению ГБОУ необходимым техническим оборудованием, в том числе для дистанционного обучения.
  2. Мониторинг здоровьесберегающей среды ГБОУ.
  • Внутренний мониторинг.
  • Участие ГБОУ в городском мониторинге здоровьесозидающей среды.

В 2012г программа  «Инклюзивное образование: комплексный подход к созданию здоровьесозидающей  среды в образовательном учреждении» стала дипломантом конкурса «Школа здоровья Санкт-Петербурга».

Инклюзивное образование: проблемы и перспективы.

 

Сегодня мы вынуждены признать, что пройдя четырёхлетний путь становления инклюзивной школы, проблемы, а значит, и конструктивная деятельность, направленная на поиск их решений, уверенно развивают дивергентные способности нашего педагогического коллектива.

Внедрение практики инклюзивного образования в условиях нашего учреждения выдвинуло на первое место две  разнонаправленных задачи: необходимость в оказании индивидуальной учебной помощи детям-инвалидам в условиях обычного класса и потребность в создании условий инклюзии детям-инвалидам, которым по заключению медицинских организаций противопоказано обучение в классном коллективе.

Первая проблема связана с тем, что учитель  при проведении урока в условиях стандартной классно-урочной системы часто стоит перед вынужденным выбором приоритета: потребности ребенка с ОВЗ или потребности класса. С одной стороны, ребенок с ОВЗ требует постоянного внимания к себе, что может приводить к сбою привычного темпа урока для остальных детей. С другой стороны,  дети-инвалиды часто испытывают на уроке  большое напряжение, приводящее к повышенной утомляемости, снижению активности и, в итоге, ухудшению их состояния здоровья.

Тьюторское сопровождение возможно стало бы залогом успешности в обучении и социализации особого ребенка. Но: требуется высокопрофессиональный специалист, мнение которого должно учитываться и учителем, и завучем при организации образовательной среды для ребенка с ОВЗ, он должен обладать знаниями в области педагогики, психологии, дефектологии, а также аналитическим складом ума, чтобы понять, какие именно ресурсы необходимо привлекать по мере необходимости.

К сожалению, на сегодняшний день ни в одном вузе до сих пор не введена специальность или специализация «тьютор в инклюзивном образовательном пространстве», да и штатное расписание такой должности не предусматривает, особенно в условиях оптимизации бюджетного финансирования.

Кроме того, оказание ребенку-инвалиду помощи тьютором в процессе урока может явиться отвлекающим фактором, который может оказывать отрицательное воздействие на процесс обучения остальных детей, например, при недостаточном развитии у них концентрации внимания, низкой мотивации  и т.п.

Следует признать, что для детей с ОВЗ необходимы не только специальные условия и дидактические материалы, но и возможность дополнительного обучения с учителем в индивидуальном  режиме, в микрогруппе до трех человек вне класса. Отсутствие же финансового механизма оплаты педагогических часов подобного формата обучения по определенным предметам или учебным темам представляет, на наш взгляд, значительную трудность в инклюзивной практике.

На сегодняшний день, одна из немногих комплексно (организационно и документально) продуманных форм обучения для детей с ОВЗ – обучение на дому, в том числе в условиях школы, часто обусловлена причинами противоположными основам инклюзии и здесь мы встречаемся с проблемой: создание так называемой «условий инклюзии». Например, обучение в классе соматически ослабленного ребенка-инвалида с сердечной патологией, сахарным диабетом или астмой при  тяжелом течении заболевания ухудшает его состояние здоровья. Обучение в классе с нормально развивающимися сверстниками ребенка-инвалида с диагнозом по психиатрии может не только ухудшить его состояние здоровья, но и создать ситуацию серьезного конфликта в классе, а в случае проявления агрессивного поведения. и реальную опасность для жизни и здоровья одноклассников.. Другим фактором, ограничивающим возможности инклюзии для данных категорий детей-инвалидов, является жесткие рамки Учебного плана в формате обучения на дому (обучение только индивидуально и не более предусмотренных законодательством часов).

Опыт работы нашей школы позволяет на сегодняшний день обеспечивать инклюзивное образование детей-инвалидов в следующих форматах:

— инклюзивные классы начальной школы с включением детей-инвалидов с сохранным интеллектом: слабовидящих и слабослышаших, обучение которых не предусматривает использование азбуки Брайля, жестовой речи; детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, способных к самостоятельному передвижению; детей-инвалидов, имеющих хроническое соматическое заболевание;

— обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ, которым медицинскими организациями рекомендовано обучение на дому,  при соблюдении следующих условий: обучение на базе школы малой наполняемости (не более 150 учеников) индивидуально по  предметам с высоким баллом по шкале трудностей и в малой группе (3-5 человек) по предметам с низким баллом по шкале трудностей; включение в совместную со здоровыми сверстниками внеурочную и внеклассную деятельность.